^^

М Петр Пицхелауров

Священнослужитель
(Петр Фицхелауров)
(Петр Иванович Пицхелауров)

Родители

Браки и дети

Братья или сестры

Заметки

Личные заметки



Старочеркасский Воскресенский собор   Старочеркасский Воскресенский собор

Главным храмом всей области Войска Донского до переноса столицы в Новочеркасск был Войсковой Воскресенский собор (1706 - 1719) - самая старая сохранившаяся церковь на Дону. Собор был построен при непосредственном финансовом участии Петра Первого и, по легенде, Петр непосредственно участвовал в строительстве собора (заложил несколько кирпичей в алтарную часть). Внутри собора сохранился пятиярусный иконостас со 125 иконами
Собор находится в Станице Старочеркасской, Аксайского района, Ростовской области




Посчастливилось мне также сделать еще одно "открытие" из нашей родословной.
Мне попала в руки от умершей родственницы (тетки моего двоюродного брата - Виктора Викторовича Фицхелаурова, который живет в настоящее время в Ленинграде - отец его Виктор Петрович родной брат Вашей прабабушки Кати) брошюра "Старочеркасск и его достопримечательности", издание 1870 года, в которой приведен список священнослужителей старочеркасского собора. В этом списке под 1809 годом указан протоиерей Петр Иванович Фицхелауров, а в примечании говориться: уроженец Грузинский, поступивший в этот собор из Мариупольского собора. Мне думается этот священник был отцом студента-медика, о котором писал Герцен, и его брата Василия, судьи, о котором рассказывала Ваша бабушка Валя.

О духовном происхождении и родстве с грузинами нашего предка мне как-то написал в письме дядя Витя (брат Вашей прабабушки Кати), что фамилия грузинская была Пицхелаури, что означает "горячий человек", руссифицированная в "Фицхелауров". Другой брат Вашей прабабушки Кати, Василий Петрович, у которого я жил, когда учился в Новочеркасской гимназии, как-то показывал мне и моим двоюродным сестрам, его дочерям, грамоту пожалования Фицхелауровым дворянства.

[Степан Николаевич Попов. Письмо Е.В.Кузнецовой от 1 апреля 1980 года
Г.Левитский. Старочеркасск и его достопримечательности Изд. 2-е. Новочеркасск. 1906; автор - протоиерей Старочеркасского собора с 1841 по 1872 гг., краевед Григорий Андреевич Левитский]




Своим первым указом на Дон митр. Пахомий в 1718 г. повелел во всех казачьих приходах, где имеются часовни, «прирубить к ним круглые алтари и трапезы» и т. о. увеличить число храмов (предположительно в это время здесь было ок. 130 часовен и церквей). Этим же указом запрещалось принимать и держать при церквах и часовнях бродячих и пришлых попов. Для организации церковного управления краем митр. Пахомий разделил его на 2 заказа (духовных правления). В юж. части был учрежден Черкасский заказ, в к-рый входили станицы по Дону - от ст-цы Маноцкой до Перекопской, а также все казачьи станицы по Донцу с центром в Черкасске (совр. ст-ца Старочеркасская). В сев. части был организован Хопёрский заказ, в состав к-рого входили станицы по Дону - от Перекопской до Казанской - и все станицы по берегам рек Медведица, Хопёр и Бузулук. Управление заказа находилось в Хопёрской крепости. Воронежский еп. Феофилакт (Губанов) в 1751 г. разделил Донскую часть епархии на 3 духовных правления: Черкасское, Усть-Медведицкое и Хопёрское. В 1764 г. на Дону насчитывались 4 каменные церкви (все в Черкасске, в т. ч. построенный в 1706-1719 Воскресенский собор, который являлся главным храмом войска Донского до 1805, когда была заложена новая столица Донского края - Новочеркасск), и 103 деревянные. При еп. Тихоне (Якубовском) в 1769 г. из Черкасского правления было выделено Раздорское, ведавшее станицами Раздорской, Кочетовской и Золотовской, а также станицами по Донцу; ок. 1783 г. Раздорское правление было упразднено. Усть-Медведицкое правление ок. 1771 г. было переведено в Мигулинский монастырь и стало называться Мигулинским, к 1775 г. было упразднено. Т. о., к кон. XVIII в. на Дону осталось 2 духовных правления - Черкасское и Хопёрское. В окт. 1799 г. в земле Войска Донского числились 143 церкви.
Донское войско обладало столь значительными привилегиями, в т. ч. в церковной сфере, что на его территории мн. нормы епархиальной жизни были нарушены. На страже привилегий стояло войсковое правительство, к-рое всячески противодействовало стремлению Воронежских архиереев установить свою власть в донских приходах. Еп. Иоаким (Струков), управлявший Воронежской епархией в 1730-1742 гг., докладывал Синоду, что казаки под страхом наказания запрещают священникам слушаться распоряжений архиерея и судят их по своим обычаям в кругу, что войсковой атаман Иловайский писал, чтобы архиерей не смел вмешиваться в духовные дела своих приходов, т. к. причты определяются после утверждения их казачьим кругом и старшинами. Еп. Феофилакт (Губанов) повторил запрет принимать в донские церкви священников и диаконов без ставленых, а вдовых иереев - без епитрахильных и охранных грамот. Свт. Тихон (Соколов) в 1765 г. уведомил Синод о том, что в 3 черкасских благочиниях 58 духовных лиц самовольно определены казачьим кругом, без его благословения, а также о том, что эти «беспорядки исправить нет никакой возможности». Позднее еп. Тихон указал Синоду на то, что на Дону казачьи церкви не ведут венечных записей и что атаман Иловайский посадил в колодки протопопа черкасского войскового собора за то, что тот осмелился власть Воронежского архиерея поставить выше казачьего круга (см.: Е.П.Савельев "История казачества с древнейших времен до кон. XVIII в.": Ист. исслед. в 3 ч. Р.-н/Д., 1990р. Ч. 3: История Дона и донского казачества. С. 161). Указом Синода от 4 июля 1785 г. было подтверждено сохранение для донских казаков выборности приходами кандидатов в священнослужители с условием, чтобы кандидатов избирали из «родовых казаков». Такие ставленники обычно не имели достаточных знаний о порядке богослужения, навыков в чтении, пении, произнесении поучений, однако архиерей вынужден был назначать их в приходы, поскольку войско одобрило выбор прихожан. В 1816 г. Воронежский еп. Епифаний (Канивецкий) писал, что он делает это «с душевным прискорбием и немалым отягощением совести». Духовенство казачьего происхождения не вошло в российское духовное сословие и не стало самостоятельной социальной группой, поскольку по войсковой традиции семьи священно- и церковнослужителей принадлежали к казачеству.
В 1776 г. войсковая канцелярия установила следующие оклады духовенству: соборному протопопу - 20 р. в год, др. соборным иереям - от 1 р. 50 к. до 10 р.; соборным диаконам - 12 р., приходским - от 5 до 6 р.; соборным пономарям - 10 р., приходским - 6 р.; соборным звонарям - 6 р.; приходским священникам - 3 р.; просвирням - 5 р. в год. На причты собора и 4 храмов в Новочеркасске до 1835 г. отпускалось 238 р. 50 к. в год. Прихожане могли сами установить плату причту, от них же зависели и исполнение и расторжение соглашения с клириками. Так, жители ст-цы Елисаветовской в 1821 г. перестали платить духовенству, ссылаясь на уменьшение доходов. Закончилась неудачей попытка Воронежского еп. Арсения (Москвина) в нач. XIX в. добиться наделения донского духовенства землей. На Дону земля считалась собственностью войска и отчуждению не подлежала, прихожане в любое время могли наказать неугодного клирика, изменив предоставленный ему надел или вовсе отобрав его. Кроме того, существовало значительное отличие в имущественном положении духовенства из казаков и пришлого: первое пользовалось большими правами

[Православная энциклопедия. Донская и Новочеркасская епархия.
http://forum.kazakia.info/viewtopic.php?f=24&t=175]

Ветвь фамильного дерева

Петр Пицхелаури, Дворянин   ? ?    
| |



|
Иван Пицхелаури, Дворянин †1781/   ? ?
| |



|
Петр Пицхелауров, Священнослужитель